Похоже, вчерашней ночью все маски были сорваны, а иллюзии, если они у кого-то еще и оставались, окончательно развеялись. Если и допустить, что российские хакеры повлияли на ход избирательной кампании в США, то поставили они не на того парня. Американцы ударили "томагавками" по Сирии в ответ на недавнюю химическую атаку в провинции Идлиб, которую, как заверяет американский президент, совершили сирийские правительственные войска.
Пока остается абсолютно неясным, кто ответственен за это чудовищное военное преступление: военные Асада, боевики оппозиции, ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России, - прим. ред.), или же, чего также нельзя исключать, не обошлось без вмешательства разведслужбы третьей стороны (или даже сторон). Сложно судить о том, что произошло, да и всей правды, вероятно, мы никогда не узнаем. Но, как-то мало верится в то, что Асад, окрыленный недавним смягчением позиции США в отношении его политического будущего, решил на радостях затравить зарином непокорные провинции.
Тем более, учитывая то, что президент США Дональд Трамп неоднократно и крайне жестко критиковал своего предшественника Барака Обаму в связи с тем, что тот не отреагировал на "пересечение красной линии" сирийскими войска 21 августа 2013 года в Гуте. Тогда также было применено химическое оружие, однако правительство САР отвергает свою причастность к той атаке. Нужно ли Башару Асаду сейчас, когда его военное положение куда лучше, чем в 2013 году, махать "красной тряпкой перед быком" и испытывать на прочность и без того не очень крепкие нервы Дональда Трампа? Какой смысл сирийскому президенту давать своему американскому коллеге, терпящему одну за другой неудачи во внутренней политике, столь удобный шанс отыграться на внешнеполитическом поле за счет ударов по армии Асада? Ведь еще 30 марта госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявлял, только сирийский народ должен решать о том, уходить Асаду или нет. Но уже 7 апреля глава американской дипломатии объявил о подготовительной работе, которую США проводят для формирования коалиции для ухода президента Сирии с поста. Не очень верится, что за прошедшие между двумя этими заявлениями восемь дней сирийский народ успел определиться с решением о судьбе своего президента и тайком сообщить о своем решении американскому Госдепу. Химическая атака в поселке Хан Шейхун стала одним из поворотных моментов сирийской драмы.
Судя по всему, России и США так и не суждено будет стать друзьями, которые плечом к плечу поборются с ИГИЛ и придут к компромиссу по поводу международных конфликтов. Сказка о "дружественном Трампе", в которую многие хотели верить в России, подошла к концу. Республиканцы в США традиционно проводят более жесткую внешнюю политику, нежели демократы, и Трамп не стал в этом отношении исключением.
Какие же риски несет для России новый виток сирийского конфликта? Если удар по военному аэродрому в Сирии не станет разовой символической акцией возмездия и устрашения, то надо смотреть на вещи реально - Россия может столкнуться с довольно ощутимыми проблемами. Продолжение точечных ударов США может серьезно ограничить возможности сирийской военной авиации, что автоматически ляжет дополнительной нагрузкой на ВКС России и увеличит расходы на военную кампанию. Очевидно, что Кремль не исключает подобный сценарий, и намерение России усилить возможности ПВО сирийской армии говорит именно об этом. Решение РФ о приостановлении действия меморандума о безопасности полетов в сирийском небе представляет собой жесткий сигнал американцам. Тем самым Москва дала понять, что отныне она гипотетически допускает возможность прямого российско-американского столкновения.
Союзники США по НАТО дружно поддержали действия Дональда Трампа. Турция, Франция и Великобритания выразили свою безоговорочную поддержку. Примечательно, что даже осторожная Германия, в свое время демонстративно отказавшаяся участвовать в американской интервенции в Ирак, сегодня устами канцлера Ангелы Меркель также открыто встала на сторону США. Для западноевропейских стран крайне важна демонстрация их поддержки США и лично Трампа в сирийском вопросе – после критики американского президента в адрес европейских партнеров по НАТО (в первую очередь, это коснулось ФРГ), европейцы понимают, что будет не лишним проявить лояльность союзническим отношениям.
Сейчас весь мир затаил дыхание в ожидании дальнейших действий американцев во главе с их непредсказуемым президентом. Пожалуй, как союзники, так и противники США сейчас задаются одним и тем же вопросом: "Есть ли вообще у Трампа план?".